Пленка против смартфона: прошлое и будущее индийских фотостудий

Правообладатель изображения: Sathyam Studio

Были времена, когда мероприятия не начинались до прихода фотографа. «Я помню те дни, когда организаторы могли задержать начало шоу, если фотограф опаздывал», — говорит 78-летний Балачандра Раджу, фотограф в третьем поколении и владелец фотостудии в индийском городе Ченнаи.

«Теперь все, что нужно — это телефон, который умещается у вас на ладони и может делать фотографии», — сетует Раджу.

Фотостудии в цифровой век оказались на грани вымирания. Чтобы помочь им удержаться на плаву, авторы проекта, финансируемого Британской библиотекой, решили оцифровать старые фотоархивы.

Сотрудники проекта посетили около 100 студий в южном штате Тамилнад и перевели в цифровой формат около 10 тысяч старых отпечатков. Многие из них были сняты в период с 1880 по 1980 год, среди них — семейные портреты, фото знаменитостей, свадебные и похоронные снимки.

Правообладатель изображения: French Institute of Pondicherry

По словам участника проекта Зое Хэдли, это первый подобный эксперимент в Индии. «Цифровой архив будет представлять ценность для тех, кто интересуется историей и захочет узнать, какой была жизнь в Тамилнаде в XIX веке», — говорит она.

Еще один участник проекта — Рамеш Кумар — назвал это «золотой жилой» для фотографов. «Исследование, которое мы провели, в том числе затрагивает технологии производства, которые использовались до того, как цифровая фотография пришла в наши города», — отмечает он.

Часто старые фотоснимки оказывались сложенными на чердаках фотостудий или запрятанными в шкафах. «Никто не смахивал с них пыль», — рассказывает Кумар, добавляя, что многие карточки испортились под воздействием тропического климата и влажности Тамилнада.

У исследователей нет статистики по количеству студий, все еще работающих в городе, но, как отмечает Хэдли, «цифровая революция оказалась приговором для фотостудий по всему миру».

Правообладатель изображения: Sathyam Studio

Фотостудия «Сатхьям» в Ченнаи сегодня находится на том же самом месте, где она открылась в 1930 году. На первый взгляд она напоминает маленький копировальный центр. Внутри на стенах развешаны фотопортреты тамильской кинозвезды Хемы Малини и бывшего президента Индии Варахагири Венката Гири.

Студией управляет Анандх Раджу, который унаследовал ее от своего отца Балачандры. Прадед Анандха основал студию еще во времена Британского протектората и даже сам спроектировал дагерротипную фотокамеру, которая сейчас покрыта тканью и запрятана подальше.

Правообладатель изображения: Sathyam Studio

«Этот бизнес утратил свой блеск. Мой дед жил, как король, когда создавал эту студию», — вспоминает Балачандра Раджу. Теперь темная комната, в прошлом заваленная глянцевыми и гламурными отпечатками, используется как кладовка.

Студия «Наллапиллаи» в центральной части Тамилнада переживает те же проблемы.

Ее владелец по имени Ранганатхан говорит, что тратит около 20 тыс. рупий (310 долларов) в месяц на поддержание работы студии, основанной его прадедом почти 150 лет назад.

Выжить в цифровую эру оказалось настоящим испытанием. «Многие клиенты больше не зовут нас на мероприятия», — сетует он, добавляя, что для этой работы у людей теперь есть смартфоны.

«Я не уверен, что фотостудии проживут еще хотя бы пять лет», — прогнозирует Ранганатхан.

Правообладатель изображения: Sathyam Studio

Правообладатель изображения: French Institute of Pondicherry

Однако Балачандра Раджу надеется, что новый архивный проект сможет привлечь внимание к умирающему искусству.

«Я не знаю, поможет ли студии этот проект, но когда исследователи провели несколько часов в моей студии, то я увидел, что их очень заинтересовали все эти фотографии, как будто они дают этим снимкам второй шанс», — говорит фотограф.

.

Источник: www.bbc.com